Владимир Рудак живет в Петрозаводске. Пишет книги, снимает фильмы и видеоклипы. Ездит на гастроли со своей рок-группой «Кто Как Может». И вообще очень любит путешествовать по России и миру.
Владимир Рудак — инвалид-колясочник. В 23 года получил травму позвоночника и уже больше двадцати лет передвигается в инвалидном кресле. Для таких, как Владимир, путешествия по родной стране сродни маленькому подвигу.
Владимир Рудак — инвалид-колясочник. В 23 года получил травму позвоночника и уже больше двадцати лет передвигается в инвалидном кресле. Для таких, как Владимир, путешествия по родной стране сродни маленькому подвигу.
Дикарем на юга
Прошлым летом Владимир ездил отдыхать в Витязево, курортный поселок в Краснодарском крае. Купе для инвалидов в поезде не было, поэтому двое суток пришлось ехать в тесном купе для проводников, куда он еле протиснулся на коляске. Работники вокзала в Витязево за помощь при высадке–посадке попросили плату: таковы правила игры. Первое правило путешествующего в инвалидном кресле: будь готов к финансовым сюрпризам.
Жилье в Витязево Рудак искал по интернету. Жители курортных городов и поселков стремятся любыми путями заманить отдыхающих, поэтому часто искажают информацию. В телефонном разговоре хозяин заверил, что его гостевой дом полностью доступен. На деле вышло иначе. Что самое неприятное: ванная комната оказалось тесной. Так что на русский юг лучше ехать по рекомендации друзей и знакомых. И лучше еще дома убедиться, что коляска сможет свободно перемещаться по комнате, что в доме будут удобный туалет и первый этаж без порога. У хозяев жилья стоит попросить фотографии.
Основная беда на всех курортах для инвалидов-колясочников — пляж. Песочный или галечный, он обязательно должен быть оснащен настилом, по которому сможет ехать коляска. Если есть пандус, ведущий прямо в море — то это просто чудесно.
Практически все пляжи поселка Витязево оснащены деревянными настилами, но проблема остается: они заканчиваются примерно за 200 метров до моря. Самостоятельное передвижение на коляске по песку невозможно, поэтому оставшийся путь приходится преодолевать с помощью сопровождающего.
Владимир Рудак:
– Моя девушка доталкивала кресло до воды. Я слезал, опирался на руки и, как краб, полз по песку. Вползал в море и наслаждался купанием.
Чтобы занять место поближе к морю, необходимо прийти на пляж ранним утром. В противном случае на солнечные ванны и водные процедуры можно не рассчитывать. В районе семи утра отдыхающие активизируются, и уже к девяти часам вся прибрежная линия заполняется.
Владимир Рудак:
– В курортном поселке не так много развлечений, поэтому появляется много свободного времени. В моем случае селиться подальше от пляжа — даже неплохо. Пока едешь, хоть прогуляешься. Но, увы, отдых в Витязево запомнился мне не столько солнцем и морем, сколько бесконечными трудностями. Я сделал вывод, что лучше все-таки ездить отдыхать за границу. Можно отправиться в Украину, где активно обустраивают пляжи для колясочников. В Евпатории есть параолимпийский центр со всеми необходимыми условиями: и дорожки, и пандусы, и кабинки для переодевания…
Не так давно пляж для инвалидов открыли в Новороссийске. Находится на Суджукской косе: береговая линия 35 на 50 метров. Пляж огорожен, к раздевалкам и навесам от солнца ведут бетонные дорожки. И, что важно: в море спускаются пандусы с поручнями. Пока что другого подобного пляжа в России нет.
Санатории: зачем вам море?
По статистике Минздрава, в России более 14 миллионов инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Каждый десятый российский житель. И для большинства из них слово «путешествие» не наполнено смыслом.
Как правило, отдыхать инвалиды ездят в санатории: государство выделяет путевки. Санатории адаптированные, поэтому главная проблема — как добраться до места.
На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов-колясочников. Эти вагоны включены в составы фирменных поездов. Вход оборудован подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь. Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Спальная полка трансформируется в любое удобное пассажиру положение.
Казалось бы, все продумано. Но до купе еще нужно добраться. По словам Владимира, еще ни разу ему не удавалось купить билет без осложнений. Во-первых, часто их просто нет. При этом в купе для инвалидов едут здоровые люди. Или даже перевозятся какие-то грузы. Один раз дальше двери купе Рудак протиснуться не смог, потому что все пространство занимали 25-литровые бутыли с водой. Проводник объяснил, что это питьевая вода для детей: «больше некуда поставить».
Кстати, и в санатории путевки достать не всегда можно. Инвалидов охотно приглашают отдыхать, но чаще зимой, чем летом.
Владимир Рудак:
– Я помню, моей знакомой предложили зимнюю путевку в Анапу. Она отказалась. Ее спросили, почему? Когда она пояснила, что море зимой холодное, на нее уставились с искренним удивлением: «А зачем вам море? Вы же лечиться едете, а не отдыхать».
Аэропорт: здравствуй, Родина!
– В нашем аэропорту ощущаешь себя проблемой: все думают, как бы с тобой побыстрее управиться, часто ведут себя некорректно. Однажды при мне сопровождающий в аэропорту кричал: расступитесь! Больного везу! За границей нет шумихи. Все происходит без лишней суеты, физически и психологически комфортно.
Я летал в Германию и Ирландию. Там в каждом магазине есть специализированный туалет для инвалидов. По улицам передвигаться тоже, разумеется, удобнее. Пандусы там не для галочки, как у нас, а настоящие, «рабочие». За границей сразу забываешь, что ты инвалид. Но стоит оказаться в российском аэропорту — сразу возвращаешься в родную реальность.
Кстати, в самолете коляску в багаж, по возможности, сдавать не стоит: при транспортировке она может сломаться.
С кем путешествовать
В России есть туристические агентства, которые занимаются организацией путешествий для инвалидов. Обращаем внимание на два из них: Санкт-Петербургское и Московское.
Питерская туристическая фирма для инвалидов «Либерти» открылась в России первой. В число ее учредителей входит Санкт-Петербургская региональная общественная организация инвалидов и создатели городской социально-политической газеты для инвалидов «Мы — часть общества».
Работу над созданием туристических маршрутов здесь ведут с 2004 года. И с каждым годом специализированных экскурсионных туров появляется все больше: как по России, так и за границу. Все экскурсии проходят на специализированном автобусе с лифтом. Сотрудники забирают туристов из дома. Если надо — готовы носить их на руках.
Национальный центр туризма в Москве для инвалидов «Инватур» создала в 2005 году Татьяна Мелякова, инвалид-колясочник. Сначала сама проехала по Москве и маршрутам Золотого кольца. Сейчас центр туризма «Инватур» организует экскурсии по Москве, Подмосковью, групповые туры в Санкт-Петербург, по Золотому кольцу, а также в Турцию, Грецию, США. Экскурсии проводятся на комфортабельных автобусах с подъемником для инвалидных колясок. С путешественниками едут всегда готовые помочь волонтеры и медицинский работник.
Welcome
Этим летом Владимир Рудак собирается под Петербург, участвовать в работе киногорода «Метрополис». Форум непрофессиональных кинематографистов. Новый фильм Рудака «Welcome» прошел отбор в конкурсную программу.
Снята картина студией «ЭсмархФильм». Большинство ее основателей, а также актеры, принимающие участие в съемках — инвалиды. «У нас нет постоянной работы, — говорят они. — Мы не принимаем участия в параолимпийских играх, не состоим в общественных организациях и не создаем их… Мы слишком редко плачем, и поэтому не похожи на больных. И слишком часто смеемся, отчего иногда кажется, что мы не слишком здоровы».
Евгения Волункова, Петрозаводск
Справка
Железная дорога. Для оформления билета в специализированное купе пассажир должен предъявить в билетную кассу документы, подтверждающие инвалидность и ограничение способности к самостоятельному передвижению. Стоимость проезда в специализированном купе такая же, как в купейных вагонах. Разницы в цене билета для инвалида и сопровождающего нет.
Авиаперевозки. В аэропорт нужно прибыть за 3 часа до вылета. Если вы хотите пройти посадку в первую очередь, зарегистрируйтесь в медпункте. В аэропортах можно воспользоваться услугами грузчиков и специальным транспортом для подъезда к самолету. Личные коляски обычно забираются в багаж после посадки. Если коляска электрическая, лучше брать пульт управления с собой. Во время полета нужно предупредить бортпроводника, чтобы сообщил о прилете в аэропорт назначения пассажира с ограничениями по здоровью.
Прошлым летом Владимир ездил отдыхать в Витязево, курортный поселок в Краснодарском крае. Купе для инвалидов в поезде не было, поэтому двое суток пришлось ехать в тесном купе для проводников, куда он еле протиснулся на коляске. Работники вокзала в Витязево за помощь при высадке–посадке попросили плату: таковы правила игры. Первое правило путешествующего в инвалидном кресле: будь готов к финансовым сюрпризам.
Жилье в Витязево Рудак искал по интернету. Жители курортных городов и поселков стремятся любыми путями заманить отдыхающих, поэтому часто искажают информацию. В телефонном разговоре хозяин заверил, что его гостевой дом полностью доступен. На деле вышло иначе. Что самое неприятное: ванная комната оказалось тесной. Так что на русский юг лучше ехать по рекомендации друзей и знакомых. И лучше еще дома убедиться, что коляска сможет свободно перемещаться по комнате, что в доме будут удобный туалет и первый этаж без порога. У хозяев жилья стоит попросить фотографии.
Основная беда на всех курортах для инвалидов-колясочников — пляж. Песочный или галечный, он обязательно должен быть оснащен настилом, по которому сможет ехать коляска. Если есть пандус, ведущий прямо в море — то это просто чудесно.
Практически все пляжи поселка Витязево оснащены деревянными настилами, но проблема остается: они заканчиваются примерно за 200 метров до моря. Самостоятельное передвижение на коляске по песку невозможно, поэтому оставшийся путь приходится преодолевать с помощью сопровождающего.
Владимир Рудак:
– Моя девушка доталкивала кресло до воды. Я слезал, опирался на руки и, как краб, полз по песку. Вползал в море и наслаждался купанием.
Чтобы занять место поближе к морю, необходимо прийти на пляж ранним утром. В противном случае на солнечные ванны и водные процедуры можно не рассчитывать. В районе семи утра отдыхающие активизируются, и уже к девяти часам вся прибрежная линия заполняется.
Владимир Рудак:
– В курортном поселке не так много развлечений, поэтому появляется много свободного времени. В моем случае селиться подальше от пляжа — даже неплохо. Пока едешь, хоть прогуляешься. Но, увы, отдых в Витязево запомнился мне не столько солнцем и морем, сколько бесконечными трудностями. Я сделал вывод, что лучше все-таки ездить отдыхать за границу. Можно отправиться в Украину, где активно обустраивают пляжи для колясочников. В Евпатории есть параолимпийский центр со всеми необходимыми условиями: и дорожки, и пандусы, и кабинки для переодевания…
Не так давно пляж для инвалидов открыли в Новороссийске. Находится на Суджукской косе: береговая линия 35 на 50 метров. Пляж огорожен, к раздевалкам и навесам от солнца ведут бетонные дорожки. И, что важно: в море спускаются пандусы с поручнями. Пока что другого подобного пляжа в России нет.
Санатории: зачем вам море?
По статистике Минздрава, в России более 14 миллионов инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Каждый десятый российский житель. И для большинства из них слово «путешествие» не наполнено смыслом.
Как правило, отдыхать инвалиды ездят в санатории: государство выделяет путевки. Санатории адаптированные, поэтому главная проблема — как добраться до места.
На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов-колясочников. Эти вагоны включены в составы фирменных поездов. Вход оборудован подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь. Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Спальная полка трансформируется в любое удобное пассажиру положение.
Казалось бы, все продумано. Но до купе еще нужно добраться. По словам Владимира, еще ни разу ему не удавалось купить билет без осложнений. Во-первых, часто их просто нет. При этом в купе для инвалидов едут здоровые люди. Или даже перевозятся какие-то грузы. Один раз дальше двери купе Рудак протиснуться не смог, потому что все пространство занимали 25-литровые бутыли с водой. Проводник объяснил, что это питьевая вода для детей: «больше некуда поставить».
Кстати, и в санатории путевки достать не всегда можно. Инвалидов охотно приглашают отдыхать, но чаще зимой, чем летом.
Владимир Рудак:
– Я помню, моей знакомой предложили зимнюю путевку в Анапу. Она отказалась. Ее спросили, почему? Когда она пояснила, что море зимой холодное, на нее уставились с искренним удивлением: «А зачем вам море? Вы же лечиться едете, а не отдыхать».
Аэропорт: здравствуй, Родина!
– В нашем аэропорту ощущаешь себя проблемой: все думают, как бы с тобой побыстрее управиться, часто ведут себя некорректно. Однажды при мне сопровождающий в аэропорту кричал: расступитесь! Больного везу! За границей нет шумихи. Все происходит без лишней суеты, физически и психологически комфортно.
Я летал в Германию и Ирландию. Там в каждом магазине есть специализированный туалет для инвалидов. По улицам передвигаться тоже, разумеется, удобнее. Пандусы там не для галочки, как у нас, а настоящие, «рабочие». За границей сразу забываешь, что ты инвалид. Но стоит оказаться в российском аэропорту — сразу возвращаешься в родную реальность.
Кстати, в самолете коляску в багаж, по возможности, сдавать не стоит: при транспортировке она может сломаться.
С кем путешествовать
В России есть туристические агентства, которые занимаются организацией путешествий для инвалидов. Обращаем внимание на два из них: Санкт-Петербургское и Московское.
Питерская туристическая фирма для инвалидов «Либерти» открылась в России первой. В число ее учредителей входит Санкт-Петербургская региональная общественная организация инвалидов и создатели городской социально-политической газеты для инвалидов «Мы — часть общества».
Работу над созданием туристических маршрутов здесь ведут с 2004 года. И с каждым годом специализированных экскурсионных туров появляется все больше: как по России, так и за границу. Все экскурсии проходят на специализированном автобусе с лифтом. Сотрудники забирают туристов из дома. Если надо — готовы носить их на руках.
Национальный центр туризма в Москве для инвалидов «Инватур» создала в 2005 году Татьяна Мелякова, инвалид-колясочник. Сначала сама проехала по Москве и маршрутам Золотого кольца. Сейчас центр туризма «Инватур» организует экскурсии по Москве, Подмосковью, групповые туры в Санкт-Петербург, по Золотому кольцу, а также в Турцию, Грецию, США. Экскурсии проводятся на комфортабельных автобусах с подъемником для инвалидных колясок. С путешественниками едут всегда готовые помочь волонтеры и медицинский работник.
Welcome
Этим летом Владимир Рудак собирается под Петербург, участвовать в работе киногорода «Метрополис». Форум непрофессиональных кинематографистов. Новый фильм Рудака «Welcome» прошел отбор в конкурсную программу.
Снята картина студией «ЭсмархФильм». Большинство ее основателей, а также актеры, принимающие участие в съемках — инвалиды. «У нас нет постоянной работы, — говорят они. — Мы не принимаем участия в параолимпийских играх, не состоим в общественных организациях и не создаем их… Мы слишком редко плачем, и поэтому не похожи на больных. И слишком часто смеемся, отчего иногда кажется, что мы не слишком здоровы».
Евгения Волункова, Петрозаводск
Справка
Железная дорога. Для оформления билета в специализированное купе пассажир должен предъявить в билетную кассу документы, подтверждающие инвалидность и ограничение способности к самостоятельному передвижению. Стоимость проезда в специализированном купе такая же, как в купейных вагонах. Разницы в цене билета для инвалида и сопровождающего нет.
Авиаперевозки. В аэропорт нужно прибыть за 3 часа до вылета. Если вы хотите пройти посадку в первую очередь, зарегистрируйтесь в медпункте. В аэропортах можно воспользоваться услугами грузчиков и специальным транспортом для подъезда к самолету. Личные коляски обычно забираются в багаж после посадки. Если коляска электрическая, лучше брать пульт управления с собой. Во время полета нужно предупредить бортпроводника, чтобы сообщил о прилете в аэропорт назначения пассажира с ограничениями по здоровью.
"Страна.Ru"
Комментариев нет:
Отправить комментарий