Инвалиды едут за 500 километров, чтобы зарегистрировать автомобиль
Обычный человек, желающий кататься на собственном авто, просто его покупает. Если есть деньги. Инвалиду же мало купить машину, ее надо еще переоборудовать, причем законно - а сделать это, как выясняется, совсем непросто.
Обычный человек, желающий кататься на собственном авто, просто его покупает. Если есть деньги. Инвалиду же мало купить машину, ее надо еще переоборудовать, причем законно - а сделать это, как выясняется, совсем непросто.
Обычный человек, желающий кататься на собственном авто, просто его покупает. Если есть деньги. Инвалиду же мало купить машину, ее надо еще переоборудовать, причем законно - а сделать это, как выясняется, совсем непросто.
Хантымансиец Станислав Кононенко купил "Форд" в феврале 2011 года. Радовался недолго. Проблемы начались сразу же. Поскольку у Станислава нет ноги, ему необходимо переоборудовать управление одной из педалей с ножного на ручное. А чтобы зарегистрировать изменения в управлении, надо получить согласие-заключение соответствующего технического центра. В Югре такой один, находится он в Нижневартовске за 500 км от Ханты-Мансийска. Есть, правда, его сургутский филиал - но это тоже более 300 км. Допустим, Кононенко согласен преодолеть эти сотни километров (не будем рассуждать по поводу того, чего это ему стоит) и даже готов заплатить 2 тысячи рублей за оформление этого заключения. Но в центре ему заявляют: не можем этого сделать, потому что имеем право давать разрешение только на переоборудование "ВАЗа" и "Оки"!
- Вам надо ехать в Омск, только этот технический центр находится в списке правительства, - говорят Станиславу Петровичу. - Там за 1,5 тысячи рублей дадут заключение под любую машину и любой вид ее переоборудования.
Интересно - как ханты-мансийскому колясочнику преодолеть тысячи километров до Омска в машине с незарегистрированными изменениями в конструкции?..
Возможно, Кононенко и нашел бы способ как-то негласно разрешить эту проблему - ему, кстати сказать, предлагали. Но он принципиально не хочет этого делать, так как является председателем регионального общественного движения инвалидов-колясочников "Преобразование".
Он знает, что еще 14 его собратьев по несчастью сейчас сдают на права, чтобы воспользоваться возможностью приобрести машину. И понимает, что эти люди столкнутся с такой же проблемой. А сколько еще среди инвалидов желающих приобрести авто!
- По Конституции я имею равные права со всеми здоровыми людьми. Почему же я не могу зарегистрировать машину по месту жительства, а должен для этого ехать в Омск?! Почему в нашем городе нет ни одной станции технического обслуживания, имеющей право установить ручное управление и дать заключения для ГИБДД? - возмущается Кононенко. - До 2005 года такой проблемы не было. А теперь везде инвалидам говорят: переделывайте автомобили сами!
В 2005-м, после проведения монетизации, власть сняла льготы по предоставлению инвалидам адаптированной техники. Заводы-изготовители перестали выпускать такой транспорт, поэтому, чтобы воспользоваться правом его иметь, людям приходится самим искать подходящий автомобиль и переделывать его, что очень проблемно.
- Требования ГАИ по переоборудованию машин весьма расплывчаты, - продолжает Кононенко. - Написано, например, что болты и гайки должны быть соответствующим образом закрыты. Но я же не автотехник! Я не могу оценить, правильно ли они закрыты. К тому же не раз уже слышал жалобы автомобилистов на требование от выдающих заключение ставить гайки только "от Иванова". И спорить себе дороже. Так что все мы, даже собравшиеся действовать строго в соответствии с правилами и законами, будем считаться нарушителями...
Выход Станислав видит в создании государственной структуры, которая обучит специалистов установке ручного управления и закупит соответствующее оборудование, а затем будет оказывать услуги по установленным законом ценам. Ведь реабилитационные центры уже делают протезы, техсредства, коляски и прочее для инвалидов. Почему бы не пойти таким путем и в решении транспортного вопроса?
В ГИБДД Югры в курсе этой проблемы. Константин Крылов, заместитель начальника окружного управления, говорит, что даже участвовал в депутатских слушаниях по этому поводу. Но ничего изменить не в силах:
- Мы можем ставить на учет только одобренные в установленном порядке транспортные средства. Более того, эти изменения должны быть поддержаны заводом-изготовителем. Не дай бог, что-то случится: въедет, скажем, из-за несовершенства конструкции такой водитель в остановку и покалечит людей - кто будет виноват? Да, ближайший центр по сертификации находится в Омске, но другого выбора нет.
Крылов обозначил еще и другую проблему - обучение, получение водительских прав этой категорией граждан. Адаптированных программ и транспортных средств для них нет, а желающих много. Крылов тоже поддерживает идею создания предприятия, которое бы занялось переоборудованием автомобилей под разные виды ограничений инвалидов. Но оно должно быть оформлено законным образом. Только вот кто займется созданием таких предприятий - неизвестно. Югорские инвалиды уверены: эту дискриминацию необходимо ликвидировать на федеральном уровне. Ведь с подобными проблемами наверняка сталкиваются и в других регионах страны.
Комментарий
Мария Краско,
директор департамента соцразвития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
- Такие техцентры, о которых вы пишете, априори не могут быть повсеместными, поскольку рынок очень специфичен, насчитывает не более нескольких десятков клиентов в год. И все же необходимо выработать механизм решения этой проблемы, который должен базироваться на сети сертифицированных сервисов, возможно, и в межрегиональном пространстве, за счет соглашений на уровне федеральных округов. Это очень важная и ответственная техническая процедура, и вопрос безопасности людей остается главным.
Подготовлено по материалам: Российская газета
Комментариев нет:
Отправить комментарий