Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 2 мая 2012 г.

Жизнь без барьеров

об этом тверские инвалиды пока только мечтают


Каждому человеку важно быть свободным и самостоятельно передвигаться по городу, даже если он прикован к инвалидной коляске. Однако тверские улицы для инвалидов — пока ещё настоящая полоса препятствий. Всё против них: подъезды, бордюры, дороги и даже пандусы!


С конца прошлого года на Верхневолжье обратили внимание на федеральном уровне: мы стали одним из трёх регионов, где стартовала государственная программа «Доступная среда». В областной столице действует также программа «Тверь — город равных возможностей». Они должны изменить жизнь инвалидов к лучшему, если чиновники выполнят всё обещанное, причём на совесть, а не для галочки.


Как на деле реализуются госпроекты и чего не хватает людям, попавшим в беду? Сегодня об этом рассказывает Галина БУРАКОВА, председатель Тверской областной общественной организации инвалидов-колясочников «Кристалл».


Контролируем сами

— Галина Ивановна, по программам для инвалидов, слава богу, осуществляются конкретные действия. Скажите, вас допускают к контролю над тем, что делается?


— Да, власти стали прислушиваться к нам охотнее, тем более что с января этого года мы переименовали наш клуб в общественную организацию. «Доступная среда». До этого «Кристалл» был чем-то вроде клуба, где собирались люди, объединенные общей бедой. Сегодня же мы — настоящая команда, которая борется за права людей с ограниченными возможностями. Мы лично контролируем реализацию программы «Доступная среда», выезжаем на объекты, смотрим, что и как сделано. Бывает, приходится и спорить, настаивать на том, чтобы некоторые работы переделали заново.


— Где вы уже побывали и как оцениваете происходящие изменения?


— Быстрее всех доступной средой становится Тверская областная клиническая больница. Мы выезжали в её поликлинику, когда работы там только начались. Колясочник теперь может прийти к врачу даже без сопровождающего. Поднимаешься на крыльцо по пандусу, нажимаешь кнопку вызова, тебя встречает сотрудник регистратуры и провожает на нужный этаж. Наконец-таки мы доросли до этого! Для инвалидов на колясках оборудуют и туалетные комнаты, и многое ещё предстоит сделать. В регистратуре для нас обещали организовать отдельное окошко, чтобы нам не приходилось стоять в очередях, появится и парковка для автомобилей инвалидов. Для слабовидящих коридоры больницы оборудуют тактильными полосками, а глухонемым помогут электронные бегущие строки.


Заметно преобразилась и библиотека им. Горького. На входе появились отличный пандус и кнопка вызова, тебя также встречают и провожают куда угодно. Чтобы инвалид мог подняться на второй этаж, здесь приобрели специальный подъёмник. Посторонняя помощь нам при этом, правда, всё равно требуется, так как установить пандус не позволяет архитектура здания, но однозначно стало лучше, чем было. Вскоре обещали приобрести и специальные столы для колясочников. Сотрудники библиотеки рассылают нам по электронной почте новости и афишу предстоящих мероприятий, а если нужно, даже привозят литературу на дом. К переменам здесь действительно подошли с душой.


— Однако вы упомянули, что не всегда всё так гладко…


— К сожалению, да. Совершенно неготовой к нашему визиту оказалась детская областная больница на ул. Рыбацкой. Одни туалеты здесь чего только стоят! Чтобы добраться до унитаза, нужно преодолеть несколько ступеней, да и кабинки здесь узкие до невозможности. Человеку с протезом или с гипсом, честное слово, легче перетерпеть. Но руководство прислушалось к нашим рекомендациям, нам обещали все исправить.


Были мы и в спортивно-оздоровительном комплексе ул. Орджоникидзе, где занимаются инвалиды. То, что у людей с ограниченными возможностями есть хоть какая-то возможность для спорта, это, безусловно, хорошо. Но помещение там абсолютно непригодное. Находится Центр в здании бывшего детского садика. Там коридоры — вдвоём не разойтись, полы от старости проваливаются, на входе в каждый кабинет — пороги, а для нас это непреодолимое препятствие.


Выручают прохожие


— Доступность медицинских, культурных и спортивных учреждений — это половина успеха. До них же ещё нужно как-то добраться! Может ли инвалид сегодня свободно передвигаться по улицам?


— Общественный транспорт становится доступнее для людей с ограниченными возможностями. В Твери появились низкопольные автобусы и троллейбусы, в которые колясочники могут без труда забраться. Что касается дорог и тротуаров, нареканий здесь по-прежнему много. И самое обидное, когда наши власти начинают что-либо переделывать, они снова наступают на одни и те же грабли. Вспомните, как в прошлом году меняли бордюры и плитку на площади Ленина. Приехав принимать работы, мы были в ужасе. К администрации города человеку на коляске подъехать по-прежнему невозможно. Я со своими эндопротезами не могу забраться на крыльцо Тверской городской Думы без посторонней помощи, каждый раз приходится приставать к прохожим с просьбой меня поднять.


— Чего ещё не хватает нашему городу, чтобы инвалидам жить стало легче?


— Самая наболевшая проблема — это отсутствие ремонтной мастерской для колясок. Нам пообещали, что найдутся люди, которые займутся этим вопросом. Ведь когда ломается наш единственный транспорт, начинается настоящий кошмар! Катастрофически мало у нас и машин с подъёмниками — всего две на Тверь. В одну «газельку» помещаются только две коляски, третью мы запихиваем, рискуя правами шофера. Сейчас городу выделили несколько миллионов рублей на приобретение ещё двух микроавтобусов с подъёмниками, где будет более четырех мест для колясочников. Будем надеяться, что скоро они появятся.


Ещё городу необходим Центр флюорографии и рентгена, доступный для инвалидов. Потому что сейчас флюорография для человека в коляске — настоящая пытка. На первый этаж 1-й горбольницы колясочнику не въехать, пандуса нет, а для того чтобы сделать снимок, нужно составить «пирамидку» из табуреток и забраться туда верхом. Такие чудеса эквилибристики не каждому под силу.


«Мы как все»


— Если с человеком случилась беда, он стал инвалидом, куда ему прежде всего обращаться за помощью?


— Самое горькое, что особо и некуда. В Твери до сих пор нет реабилитационного Центра для инвалидов — медицинского учреждения, куда любой наш «вновь прибывший» мог бы обратиться за помощью. Ведь когда ты оказываешься в такой ситуации — мир рушится, и ты не знаешь, куда бежать и на что можно рассчитывать.


В Клину, например, такой Центр работает уже 10 лет. Реабилитацию там проходят и взрослые, и дети, восстанавливаются здесь и перенесшие инсульт. Людей, можно сказать, учат жить заново, адаптироваться к своим ограниченным возможностям. Пациенты здесь и готовят, и лепят из глины, и шьют кукол, и занимаются садоводством, и играют в настольный теннис, бильярд — чего здесь только нет! А у нас, к сожалению, то денег для такого Центра нет, то здания подходящего.


Да и вообще у нас плохо обстоят дела с информированностью. Неужели нельзя хотя бы в больницах разместить стенды, чтобы можно было узнать, где взять напрокат коляску или костыли, да и другую полезную информацию? Только вот стенды эти нужно размещать так, чтобы человек на коляске мог прочитать их, а не как у нас принято — под потолком и микроскопическим шрифтом.


— Галина Ивановна, приближается Международный день защиты прав инвалидов. Как вы его проведёте?


— Мы собираемся выйти на улицу с акцией под девизом: «Мы все равные, мы как все». Правда, с местом проведения мероприятия пока ещё не определились. Здесь будет настоящий праздник, концерт, всевозможные конкурсы и трансляция фильмов областного фестиваля «Кино без барьеров». К нам просятся многие инвалиды из других городов области, но привезти всех желающих в Тверь непросто. Хотелось бы, чтобы каждый организовал такую акцию в своём городе. Ведь люди с ограниченными возможностями живут повсюду, просто большинство из них не покидает стен собственного дома. А так быть не должно, ведь мы — такие же люди и, несмотря ни на что, хотим жить полной жизнью.

Евгения Сидельникова, АиФ

Комментариев нет:

Отправить комментарий