Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 22 мая 2012 г.

Последние разработки для людей с ограниченными возможностями

Последние российские и иностранные разработки для людей с ограниченными возможностями показали на международной выставке "Реабилитация. Доступная среда 2012". Она прошла в Москве. Среди представленных новинок — лестница-трансформер, мебель и инвалидные коляски, оснащенные современными мультимедийными системами.


Такую мебель еще несколько лет назад действительно можно было только представлять. Теперь она, как и десятки других устройств, способна в один момент облегчить жизнь огромному количеству людей. Новые технологии в этой среде востребованы, пожалуй, как нигде больше.

Доступная среда для людей с ограниченными возможностями уже давно не ограничивается простыми пандусами и съездами. Примеров тому на выставке — сотни. Вот один из них — лестница-трансформер. Всего за несколько секунд ее ступеньки превращаются в абсолютно плоскую площадку, которая позже может служить в качестве подъемника.

Новинка уже работает в одном реабилитационном центре и четырех санаториях. Отзывы — самые положительные. Такой же оценки ждут изобретатели и этого устройства: несколько манипуляций — и обычная коляска превращается в нечто среднее между велосипедом и электромобилем. По ровной дороге такой мопед проедет всю Москву с запада на восток без подзарядки.

А это уже настоящий гаджет: специальные кнопки помогут выбрать необходимую аудиокнигу или музыкальный файл. По ним же могут ориентироваться пользователи электронного видеоувеличителя. Новейшая российская разработка — ряду функций позавидовали бы именитые зарубежные смартфоны.

"Можно направлять на предметы, рассматривать, фотографировать их, более того — делать звуковой комментарий. Здесь есть диктофон, который на каждый кадр записывает всю информацию", — объясняет директор предприятия-изготовителя Сергей Макаров.

Отдельное место на выставке — медицинской технике. Тренажеры для тренировки конечностей — аппараты в прямом смысле ставят на ноги втрое быстрее, чем традиционная терапия. На их родине — в Норвегии — они пока не поступили в больницы. В России же — сертифицированы и работают уже в семи клиниках.

"По медицинским реабилитационным технологиям — просто колоссальный шаг вперед, потому что новые методики, инновационные — практически во всех сферах. Скорость освоения — я уверен, намного быстрее, чем за рубежом", — говорит член Параолимпийской сборной России, депутат Госдумы Сергей Поддубный.

Единственное, что пока тормозит развитие так называемой безбарьерной среды — высокие цены. Технические новинки сложны и выпускаются слишком малыми сериями. Между тем потребители не теряют оптимизма — уже само внимание к их проблемам для многих из них стоит дороже любого гаджета.

вторник, 15 мая 2012 г.


Глава района Таню победил

Неходячую девушку из Архары годами добивает родное чиновничество, отнимая у инвалида право на достойную жизнь. Право на сносное человеческое существование…


В инвалидной коляске Таня Лёушкина уже пятнадцать лет. Вскорости после выпускного бала автодорожка сломала её позвоночник. Ноги стали плетями. Таня живёт вместе с матерью на втором этаже трёхэтажного дома в центре посёлка. Чтобы попасть на свет, который принято назвать белым, её вместе с коляской на руках спускает брат.


Два лестничных пролёта с высокими ступеньками стали непреодолимым для всех ветвей российской власти – судебной, законодательной и исполнительной. Три властных ветви социального государства не смогли победить два щербатых лестничных пролёта.

Архаринский прокурор написал исковое заявление в районный суд с требованием обеспечить беспрепятственный доступ инвалиду-колясочнику на божий свет. Проще говоря, «государево око» через суд пыталось решить вопрос пандусов для Таниной коляски. Однако в ответ на это глава Архаринского района Эдуард Мисюк накатал три листа возражений убористым компьютерным почерком. На примере родной Конституции, федеральных и местных законов доказывал Фемиде, что пандусы для колясочницы – это не его полномочия.


«Два лестничных пролёта с высокими ступеньками стали непреодолимым для всех ветвей российской власти»
Эдуард Викторович без единой помарки, на полном серьёзе пишет: «Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на достойную жизнь и свободное развитие человека». В Российской Федерации, продолжает глава района вести свой гладкий сказ, «охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб…»

Цитировать дальше это полированную неправду не хочется.


Потом глава района убирает конституционную лирику и переходит на суровую властную прозу: «Создание условий для беспрепятственного доступа к жилым зданиям в данном случае, во-первых, не возложено исключительно на органы местного самоуправления, во-вторых, не предусматривает обеспечение такого доступа таким, а не иным способом…»


Получился не ответ власти, а настоящее пособие по цинизму.


Эдуард Викторович, нет у Тани Лёушкиной иного способа спускаться на землю, окромя инвалидной коляски и пандуса. Нет у неё ни метлы, ни крыльев, честное слово!


«Заявление прокурора Архаринского района не соответствует закону и нарушает права (!) местного самоуправления», – подытоживает свою мысль власть нашего небедного государства и просит суд отказать исковому заявлению прокурора. Дескать, пусть и дальше калека сиднем в своей квартирке сидит. Ишь, вздумала на улицу выходить…


Архаринский районный суд отказал Таниному праву беспрепятственно выезжать из квартирного плена. Экспертизы доказали, что её жилой дом не приспособлен ни для каких пандусов. Даже для самых высокотехнологичных. Посему нельзя обязать органы самоуправления сделать пандусы для Таниной коляски. Проектом нашей жизни они не предусмотрены…


…Россия, как известно, страна отношений. Не законов, а отношений, симпатий и антипатий, любви и не любви. Таня исписала килограммы заявлений с просьбой предоставить ей квартиру на первом этаже посёлкового жилфонда. Свою «двушку» они с мамой готовы отдать взамен жилья на первом этаже.


– Есть такая квартира, она в категории служебных. Её просто нужно «расслужебить». Юристы уверяют, что это реально, но наши чиновники так и не услышали мою просьбу, – грустно признаётся девушка-инвалид.


В 2011 году я вышел на помощницу депутата областного заксобрания, руководителя крупного предприятия члена партии «Единая Россия» Александра Сарапкина (Архаринский район – зона его электората). Так, мол, и так, мучается птичка в клетке, смотрит годами на мир через окно или с пятачка балкона, нельзя ли помочь в её пандусно-колясочной жизни.


Помощница меня внимательно выслушала, старательно записала все адреса-телефоны, депутат Сарапкин даже побывал в гостях у Тани. На том визите избирательный наказ и закончился. Потом он позвонил мне и, разговаривая со мной, как с крепостным, обращаясь исключительно на «ты», велел его больше не беспокоить…


«Жила бы ты, Таня, в крошечной Дании или маленькой Швеции, ну, или в большой Франции, то у тебя не было бы таких "феодальных" проблем, как выехать на коляске из квартиры на улицу»
У партийного депутата других забот невпроворот, не до калек и всяких убогих с их просьбами. На улицу, видите ли, они не могут выехать. Мелочь по сравнению с законодательными инициативами.

Таня Лёушкина так и осталась одна со своей бедой. Прокурор защищал – не защитил, депутат помогал – не помог, суд судил, и тот не присудил ей свободу передвижения.


Осталась одна надежда – руки брата. Он и снесёт её по лестнице на грешную землю, и поднимет в постылый квартирный плен.


Другого выхода у неё нет.


Жила бы ты, Таня, в крошечной Дании или маленькой Швеции, ну, или в большой Франции, то у тебя не было бы таких «феодальных» проблем, как выехать на коляске из квартиры на улицу.


Коляска бы у тебя была с электроприводом, удобная и манёвренная. Другая жизнь была бы у тебя, девочка. Качественная и более радостная. Ты чувствовала бы себя равной среди равных, несмотря на увечье. Улыбалась бы чаще. Ты жила бы, а не существовала.


Но судьба наказала тебя дважды: кроме автодорожки ссудила она тебе жить в Архаре, в России.


За что таких два наказания случились с тобой, Тань, я не знаю.


Честное слово, не знаю…

Александр Ярошенко, ИА «Амур.инфо»

среда, 2 мая 2012 г.

Жизнь без барьеров

об этом тверские инвалиды пока только мечтают


Каждому человеку важно быть свободным и самостоятельно передвигаться по городу, даже если он прикован к инвалидной коляске. Однако тверские улицы для инвалидов — пока ещё настоящая полоса препятствий. Всё против них: подъезды, бордюры, дороги и даже пандусы!


С конца прошлого года на Верхневолжье обратили внимание на федеральном уровне: мы стали одним из трёх регионов, где стартовала государственная программа «Доступная среда». В областной столице действует также программа «Тверь — город равных возможностей». Они должны изменить жизнь инвалидов к лучшему, если чиновники выполнят всё обещанное, причём на совесть, а не для галочки.


Как на деле реализуются госпроекты и чего не хватает людям, попавшим в беду? Сегодня об этом рассказывает Галина БУРАКОВА, председатель Тверской областной общественной организации инвалидов-колясочников «Кристалл».


Контролируем сами

— Галина Ивановна, по программам для инвалидов, слава богу, осуществляются конкретные действия. Скажите, вас допускают к контролю над тем, что делается?


— Да, власти стали прислушиваться к нам охотнее, тем более что с января этого года мы переименовали наш клуб в общественную организацию. «Доступная среда». До этого «Кристалл» был чем-то вроде клуба, где собирались люди, объединенные общей бедой. Сегодня же мы — настоящая команда, которая борется за права людей с ограниченными возможностями. Мы лично контролируем реализацию программы «Доступная среда», выезжаем на объекты, смотрим, что и как сделано. Бывает, приходится и спорить, настаивать на том, чтобы некоторые работы переделали заново.


— Где вы уже побывали и как оцениваете происходящие изменения?


— Быстрее всех доступной средой становится Тверская областная клиническая больница. Мы выезжали в её поликлинику, когда работы там только начались. Колясочник теперь может прийти к врачу даже без сопровождающего. Поднимаешься на крыльцо по пандусу, нажимаешь кнопку вызова, тебя встречает сотрудник регистратуры и провожает на нужный этаж. Наконец-таки мы доросли до этого! Для инвалидов на колясках оборудуют и туалетные комнаты, и многое ещё предстоит сделать. В регистратуре для нас обещали организовать отдельное окошко, чтобы нам не приходилось стоять в очередях, появится и парковка для автомобилей инвалидов. Для слабовидящих коридоры больницы оборудуют тактильными полосками, а глухонемым помогут электронные бегущие строки.


Заметно преобразилась и библиотека им. Горького. На входе появились отличный пандус и кнопка вызова, тебя также встречают и провожают куда угодно. Чтобы инвалид мог подняться на второй этаж, здесь приобрели специальный подъёмник. Посторонняя помощь нам при этом, правда, всё равно требуется, так как установить пандус не позволяет архитектура здания, но однозначно стало лучше, чем было. Вскоре обещали приобрести и специальные столы для колясочников. Сотрудники библиотеки рассылают нам по электронной почте новости и афишу предстоящих мероприятий, а если нужно, даже привозят литературу на дом. К переменам здесь действительно подошли с душой.


— Однако вы упомянули, что не всегда всё так гладко…


— К сожалению, да. Совершенно неготовой к нашему визиту оказалась детская областная больница на ул. Рыбацкой. Одни туалеты здесь чего только стоят! Чтобы добраться до унитаза, нужно преодолеть несколько ступеней, да и кабинки здесь узкие до невозможности. Человеку с протезом или с гипсом, честное слово, легче перетерпеть. Но руководство прислушалось к нашим рекомендациям, нам обещали все исправить.


Были мы и в спортивно-оздоровительном комплексе ул. Орджоникидзе, где занимаются инвалиды. То, что у людей с ограниченными возможностями есть хоть какая-то возможность для спорта, это, безусловно, хорошо. Но помещение там абсолютно непригодное. Находится Центр в здании бывшего детского садика. Там коридоры — вдвоём не разойтись, полы от старости проваливаются, на входе в каждый кабинет — пороги, а для нас это непреодолимое препятствие.


Выручают прохожие


— Доступность медицинских, культурных и спортивных учреждений — это половина успеха. До них же ещё нужно как-то добраться! Может ли инвалид сегодня свободно передвигаться по улицам?


— Общественный транспорт становится доступнее для людей с ограниченными возможностями. В Твери появились низкопольные автобусы и троллейбусы, в которые колясочники могут без труда забраться. Что касается дорог и тротуаров, нареканий здесь по-прежнему много. И самое обидное, когда наши власти начинают что-либо переделывать, они снова наступают на одни и те же грабли. Вспомните, как в прошлом году меняли бордюры и плитку на площади Ленина. Приехав принимать работы, мы были в ужасе. К администрации города человеку на коляске подъехать по-прежнему невозможно. Я со своими эндопротезами не могу забраться на крыльцо Тверской городской Думы без посторонней помощи, каждый раз приходится приставать к прохожим с просьбой меня поднять.


— Чего ещё не хватает нашему городу, чтобы инвалидам жить стало легче?


— Самая наболевшая проблема — это отсутствие ремонтной мастерской для колясок. Нам пообещали, что найдутся люди, которые займутся этим вопросом. Ведь когда ломается наш единственный транспорт, начинается настоящий кошмар! Катастрофически мало у нас и машин с подъёмниками — всего две на Тверь. В одну «газельку» помещаются только две коляски, третью мы запихиваем, рискуя правами шофера. Сейчас городу выделили несколько миллионов рублей на приобретение ещё двух микроавтобусов с подъёмниками, где будет более четырех мест для колясочников. Будем надеяться, что скоро они появятся.


Ещё городу необходим Центр флюорографии и рентгена, доступный для инвалидов. Потому что сейчас флюорография для человека в коляске — настоящая пытка. На первый этаж 1-й горбольницы колясочнику не въехать, пандуса нет, а для того чтобы сделать снимок, нужно составить «пирамидку» из табуреток и забраться туда верхом. Такие чудеса эквилибристики не каждому под силу.


«Мы как все»


— Если с человеком случилась беда, он стал инвалидом, куда ему прежде всего обращаться за помощью?


— Самое горькое, что особо и некуда. В Твери до сих пор нет реабилитационного Центра для инвалидов — медицинского учреждения, куда любой наш «вновь прибывший» мог бы обратиться за помощью. Ведь когда ты оказываешься в такой ситуации — мир рушится, и ты не знаешь, куда бежать и на что можно рассчитывать.


В Клину, например, такой Центр работает уже 10 лет. Реабилитацию там проходят и взрослые, и дети, восстанавливаются здесь и перенесшие инсульт. Людей, можно сказать, учат жить заново, адаптироваться к своим ограниченным возможностям. Пациенты здесь и готовят, и лепят из глины, и шьют кукол, и занимаются садоводством, и играют в настольный теннис, бильярд — чего здесь только нет! А у нас, к сожалению, то денег для такого Центра нет, то здания подходящего.


Да и вообще у нас плохо обстоят дела с информированностью. Неужели нельзя хотя бы в больницах разместить стенды, чтобы можно было узнать, где взять напрокат коляску или костыли, да и другую полезную информацию? Только вот стенды эти нужно размещать так, чтобы человек на коляске мог прочитать их, а не как у нас принято — под потолком и микроскопическим шрифтом.


— Галина Ивановна, приближается Международный день защиты прав инвалидов. Как вы его проведёте?


— Мы собираемся выйти на улицу с акцией под девизом: «Мы все равные, мы как все». Правда, с местом проведения мероприятия пока ещё не определились. Здесь будет настоящий праздник, концерт, всевозможные конкурсы и трансляция фильмов областного фестиваля «Кино без барьеров». К нам просятся многие инвалиды из других городов области, но привезти всех желающих в Тверь непросто. Хотелось бы, чтобы каждый организовал такую акцию в своём городе. Ведь люди с ограниченными возможностями живут повсюду, просто большинство из них не покидает стен собственного дома. А так быть не должно, ведь мы — такие же люди и, несмотря ни на что, хотим жить полной жизнью.

Евгения Сидельникова, АиФ